Покупатели не хотят переплачивать за «лишние» метры

Покупатели не хотят переплачивать за «лишние» метры

Элитная недвижимость. Как изменился рынок и покупатель с 2014 года? Насколько увеличилось время экспозиции объектов? Какую валюту предпочитают покупатели? Часто ли элитную недвижимость покупают в кредит? Есть ли отличия “элитной” ипотеки от обычной? Какие объекты предпочитают покупатели?

Самым заметным изменением на столичном рынке элитной недвижимости стало, пожалуй, сокращение средней площади приобретаемого жилья: в прошлом году она уменьшилась на 9%. На это повлияли как проекты с апартаментами, размеры которых в силу формата меньше, так и рациональный подход к покупке. Покупатели не хотят переплачивать за «лишние» метры, предпочитая метражу функциональность квартиры. К тому же, «сэкономленные» деньги можно вложить, например, в кладовую или дополнительное машиноместо. Однако, если объект уникален, то метраж не играет особой роли. Например, когда в прошлом году мы вывели на рынок новую очередь ЖК «Садовые кварталы», квартиры в 200-220 кв. м там раскупили практически сразу. Высокое качество проекта и функциональные планировки дополняла клубность домов, где по одной-две квартиры на этаже. За первые месяцы мы продали 60% таких квартир.

Из этой тенденции плавно вытекает вторая: покупатели жилья элит-класса все больше отдают предпочтение не точечной застройке, а комплексам клубных домов. Поэтому «Садовые кварталы» так востребованы, их окружают не старые пятиэтажки, а такое же дорогое жилье, ограниченное четырьмя городскими улицами. Это позволяет жить не просто в доме с хорошей локацией, но и в социально-однородной комфортной среде. И не только по окружению, но и по архитектуре, стилю жизни. Такого предложения на рынке практически нет: из-за отсутствия площадок в центре столицы реализовать столь масштабные проекты довольно трудно.

Третья тенденция – это разворот рынка в сторону покупателя. Конкуренция между объектами за последние годы сильно выросла, а порог входа в сегмент почти в два раза снизился. Застройщики борются за каждого клиента, который все тщательнее подходит к выбору квартиры. Просто элитный дом уже не устраивает. Учитывается всё: качество отделки мест общего пользования, технологичность строительства, наличие определённых сервисов, функциональность планировок. Немалым спросом пользуются квартиры с отделкой, люди не хотят тратить время и силы на ремонт. Все это побуждает застройщиков повышать качество проектов, превосходя ожидания покупателей. Девелоперы используют дорогие натуральные отделочные материалы, привлекают к проектированию знаменитые архбюро, уделяют внимание благоустройству пространства и расширению сервисных услуг. Если проект обладает всеми перечисленными качествами, то время его экспозиции невелико. Хорошие варианты разлетаются сразу, несмотря на цену и метраж. Остальные продаются чуть дольше, чем пару лет назад – на месяц-два.

Из других изменений в элитном сегменте можно отметить рост доли ипотечных сделок. Если раньше она не превышала 5-10%, то сейчас приблизилась к 20%. Новое жилье часто приобретается от продажи других активов, для реализации которых требуется время. Ликвидность вторичного рынка сейчас не очень хорошая, поэтому возникает временной разрыв. И многие предпочитают взять ипотеку, чем упустить лакомые варианты или продешевить с активами. А вот число инвестиционных покупок, напротив, снижается. Квартиры берут, в основном, для себя, детей или родственников. Правда, есть и другая сторона: столичный рынок элитного жилья по сравнению с другими мировыми столицами стал доступен для иностранных инвесторов, которых привлекает неплохой для кризиса доход в 20% годовых. Этому способствует и колебание курсов валют. Кстати, еще одна из важных тенденций 2014-2016 гг. – переход 90% предложения в элитном сегменте из доллара в рубли. Те покупатели, у кого есть валютные запасы, оказались в двойном плюсе: благодаря снижению порога входа, они смогли себе позволить более широкий выбор предложения.