Дистанционная ипотека постепенно становится реальной

Дистанционная ипотека постепенно становится реальной

Дистанционная ипотека постепенно вводится в практику рынка. Уже сейчас Сбербанк предлагает клиентам возможность подать заявку на кредит в режиме онлайн. Однако в случае одобрения клиенту все равно потребуется посетить банк с оригиналами и лично подписать кредитный договор.

Кроме того, программу дистанционной ипотеки запустило АИЖК. Заемщики агентства получили возможность подписать договор долевого участия (или купли-продажи, если речь идет о завершенных новостройках) и договор о кредитовании одновременно в офисе застройщика. Оформление и консультирование по ипотеке передано застройщику, хотя решение о выдаче кредита по-прежнему принимает кредитор. Процесс рассмотрения заявки на ипотеку уменьшился при этом до трех рабочих дней, хотя обычно на это уходит до 10 дней. Для покупателей квартир этот период очень нервозный, когда высока вероятность их отказа от сделки. Наконец, потенциальным заемщикам не придется платить комиссию за рассмотрение кредитной заявки.

Однако отмечу, что полностью удаленной ипотеки пока не создано. Для этого необходимо увязать на одной электронной площадке застройщиков, банки, клиентов, нотариусов, органы власти и других участников сделки с недвижимостью. Как вы понимаете, это глобальная задача, но некоторые этапы купли-продажи уже удалось «оцифровать». Помимо уже упомянутой подачи заявки на кредит сейчас появилась возможность электронной регистрации договора долевого участия (ДДУ). В частности, в ЖК «Кварталы 21/19» покупателю для этого ничего не нужно делать – застройщик самостоятельно в удаленном режиме регистрирует в Росреестре договор с покупателем. А Сбербанк, который и предлагает данный сервис застройщикам, поощряет заемщиков, согласившихся на электронную регистрацию, снижением ставки по кредиту на 0,5%. То есть крупнейший ипотечный банк страны взял курс на создание единого электронного цикла сделки на рынке недвижимости.

Конечно, есть и определенные риски. Прежде всего, они связаны с вопросами безопасности от взлома системы, хакерских атак, а также возможным похищением данных заемщиков. Однако, на мой взгляд, такая угроза связана с любым онлайн сервисом. Кроме того, личное общение с квалифицированным ипотечным брокером для многих клиентов (к примеру, пожилых) было бы более удобным.